I.
ЩИТ
Щит
– основной и
обязательный
элемент
герба,
представляющий
собой
условное
пространство
для
размещения
гербовых
полей (фонов)
и фигур.
Обычно (но не
всегда)
этому пространству
придаются
очертания,
напоминающие
о
средневековом
боевом или
турнирном
щите; отсюда
и название.
Есть
несколько
наиболее
часто
употребляемых
форм щита,
часто именующихся
(весьма
неточно и
нетвердо) по
странам
Европы.
Форма щита
не
фиксируется,
при
воспроизведении
герба она
может
свободно
меняться от
случая к
случаю. Есть,
однако,
особый тип
щита –
ромбоидальный;
он употребляется
в родовой
геральдике,
исключительно
в женских
гербах, по
преимуществу
– девицами и
вдовами.
Овальный и
круглый
щиты считаются
нейтральными:
они могут
употребляться
и как
обычные, и
как женские,
вместо ромба.
Различные
участки
щита имеют
особые названия:
верх – это глава,
низ – оконечность,
середина – сердце
и т.д.; есть
четыре угла,
подразумеваемые
и тогда,
когда щит
изображен
круглым.
Правой стороной
в щите (и
вообще в
гербе)
именуется сторона,
расположенная
слева от
зрителя, и
наоборот!
Подразумевается,
что стороны
определяются
относительно
хозяина
герба,
находящегося
за
гербовым
щитом.
В
гербе чаще
всего
присутствует
один щит, но
иногда (в
результате
соединения
нескольких
гербов в
одном) их
бывает два,
три и т.д.; в Большом
гербе
Российской
империи их
более двадцати.
Как правило,
если в гербе
два щита,
один
изображается
маленьким
(т.н. щиток) и
помещается
на фоне
другого (обычно
– «в сердце»,
получая
название
сердцевого
щита). При
этом он
считается
не фигурой в
поле
большого
щита, а
отдельным,
самостоятельным
щитом.
Теоретически
щит может
быть
одноцветным,
без
изображений,
но в России
таких
гербов не
бывало: щит
либо был
разделен на
разноцветные
участки, либо
украшен
фигурами,
весьма
часто
фигуры и деления
сочетались.
Основные
способы
деления
щита – по
вертикали (щит
рассечен),
по горизонтали
(пересечен),
по
диагонали (скошен
справа,
слева –
имеется в
виду
геральдическая
сторона).
Если щит
одновременно
рассечен и
пересечен,
его именуют
четверочастным,
разделенным
начетверо
или же расчетверенным;
если скошен
справа и
слева – разделенным
накрест или
в косвенный
крест.
Возможны
различные
сочетания
делений; одинаковые
деления
могут
повторяться
многократно.
Если иное не
оговаривается
особо, щит
делится на
одинаковые
по ширине
участки.
Обычно
деление
совершается
прямой линией,
но
существует
множество
допускаемых
в
геральдике
узорных
делений в
виде
различного
вида зубцов,
волн, дуг.
Из
числа
гербовых
фигур
выделяются
т.н. геральдические
(Ю.В.Арсеньевым
был
предложен
альтернативный
термин
«гербовные
фигуры»,
довольно
удачный, но
пока не прижившийся.);
это
абстрактно-геометрические
формы, в
основном
образуемые
делениями.
Их иное
название –
почетные
фигуры (не
потому, что
они
почетнее
прочих, но,
поскольку
они не
обозначают
конкретных
предметов и
существ,
весь их
смысл
сводится к
почетности,
вообще
присущей
гербам как
предметам
гордости их
обладателей;
Важнейшие
геральдические
фигуры –
столб
(вертикальная
полоса), пояс
(горизонтальная),
правая и
левая перевязи
(диагональные),
крест
(образованный
столбом и
поясом),
косой
(«косвенный»,
андреевский)
крест, глава
(отделенный
верх щита),
оконечность
(низ щита),
кайма
(полоса по
краю щита), стропило
(две полосы,
соединенные
под углом).
Как и
деления,
такие
фигуры
могут
повторяться
в пределах
щита,
сочетаться
с другими
фигурами и
иметь
ровный либо
узорный
край.
Прочие
фигуры
именуются
негеральдическими
и делятся на
естественные
(лев, дракон, ангел,
молния,
звезда и т.п.)
и
искусственные
(стена, меч и
т.п.) Иногда из
числа
естественных
фигур
выделяют
«сверхъестественные»
или
«фантастические»,
но такая классификация
всегда
чревата
неуместным анахронизмом,
т.к. на
протяжении
геральдической
истории
представления
о естественности
и
правдоподобии
слишком
существенно
менялись.
Установлен
традиционный
набор
позиций, в которых
предстают
геральдические
животные.
Так,
четвероногие
могут быть восстающими
(вставшими
на дыбы),
идущими
(стоящими на
трех лапах,
одна из
передних
поднята в
шаге), стоящими
(на четырех
лапах),
скачущими,
сидящими,
лежащими;
другие
позиции
более редки.
Твари также
могут быть
обернувшимися
(глядящими
назад) или
повернувшими
морды к зрителю.
При этом
позиция
понимается
условно, без
графической
фиксации
деталей; так, восстающий
зверь может
равно
изображаться
опирающимся
на обе
задние лапы
или на одну,
значительная
свобода
допускается
в расположении
хвоста и т.п.
Орел, как
правило,
предстает
фронтально
(лишь голова
его
обращена в профиль),
распростершим
и воздевшим
крылья.
Расцветка
гербовых
животных
часто приближена
к природной.
Так,
большинство
медведей –
черные (не
считая
«натуральных»,
которые
также
обычно
изображались
черными). Но в
принципе
расцветка
может быть
любой; и лазоревый
или
полосатый
серебряно-червленый
львы столь
же
геральдически
корректны,
как и
золотой.
Детали
изображений
животных
можно выделять
цветом,
отличным от
основного. У
каждого из
важнейших
гербовых
животных
есть
традиционный
набор
частей тела,
наиболее
часто
выделяемых
другим
цветом, – так называемые
вооружения.
У льва это –
когти и язык,
иногда
также зубы и глаза;
у коня –
копыта,
иногда
также глаза,
грива, язык и хвост,
у кабана –
клыки,
копыта,
щетина на
спине и
иногда язык
и гениталии;
у орла – клюв,
язык, лапы (от
«локтя»), и т.п.
Животное не
обязательно
вооружено
лишь одним
цветом:
российский
государственный
орел имел
золотые клювы
и лапы, но
червленые
языки.
Правая
(геральдическая)
сторона
считается
передней;
когда щит с
гербом
закрывал
левый бок
рыцаря, так
оно и было.
Поэтому
живые существа
и оружие
обычно не
принято
изображать
повернутыми
влево, как бы
отступающими
(если только
такой
поворот не
обусловлен т.н.
«геральдическим
вежеством»,
т.е. поворотом
навстречу
другой
фигуре).
Однако в
русской
геральдике
(до Кёне)
обращенные
влево фигуры
весьма
часты и
бегства
отнюдь не
символизируют.
Щит
может быть и
многопольным,
т.е. разделенным
на четыре
четверти
или же на
какие-либо
иные
близкие по
размеру части,
в которых
расположены
самостоятельные
геральдические
композиции.
При этом герб,
как правило,
считается
составным, а
каждая из
частей щита –
содержащей
отдельный
герб.
Исторически
такие
геральдические
построения
возникли в
результате
попадания к
одному лицу
прав на
несколько
разных
гербов. Позднее
возникли
многопольные
гербы, части
которых
никогда не
употреблялись
по отдельности
и являются
различными
гербами лишь
в теории.
Наиболее
типично
четверочастное
деление,
если
объединяются
два герба, то
важнейший
занимает
первую
(геральдически
правую верхнюю)
и четвертую
(левую
нижнюю), а
менее важный
– вторую и
третью. Но
разнообразие
вариантов
многопольного
деления
неисчерпаемо.
II.
ПРОЧИЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
ГЕРБА
Помимо
щита, в
состав
герба могут
входить
шлем, нашлемник,
намет,
корона (или
аналогичный
венчающий
элемент –
бурлет,
шапка),
щитодержатели,
девиз,
мантия, а
также
особые
дополнения –
награды,
должностные
знаки и пр.
Шлем
в России
является
принадлежностью
родовых и
личных
гербов.
Единственный
городской шлем
в
официальной
истории
российских
гербов был
подтвержден
Ревелю (ныне
Таллинн) в 1730 г.
Чаще всего
встречается
заимствованный
из
среднеевропейской
традиции
«турнирный»
дворянский
шлем –
стальной
(что в случае со
шлемами
изображается
натуральным
серо-синеватым
колером), с
золотой
решеткой
забрала и
золотыми
украшениями.
В
жалованных гербах
XVIII в.
встречается
и другой тип
дворянского
шлема,
заимствованный
из Франции –
«закрытый» или
«копьевой».
Для
титулованной
знати был
предусмотрен
серебряный
шлем с золотыми
украшениями,
но часто его
место занимал
простой
дворянский.
Не
обходилось без
исключений:
турнирный
шлем в гербе
графов
Головкиных –
стальной,
без золотых
деталей;
баронам
Вейсманам
фон
Вейсенштейнам
был пожалован
золотой
шлем,
положенный
в принципе
только
членам
владетельных
династий. Во
второй пол. XIX – нач. XX в. в
гербы
старых
русских
родов
иногда вносились
русские
шлемы
(ерихонки) –
стальные с серебряными
украшениями
для
нетитулованных
дворян,
стальные с
золотом для
баронов и
графов,
серебряные с
золотом для
князей; в
гербы
Империи,
Императора
и членов
августейшей
фамилии
вошел т.н.
«шлем св.
Александра
Невского» –
парадная царская
ерихонка XVII в. В
гербах
родов
восточного
происхождения
изредка
можно встретить
ориентальные
типы шлемов
(князья
Чингисы,
князья
Чегодаевы и
др.).
Шлем
располагается
над щитом,
обычно анфас,
иногда – в
профиль;
если шлемов
несколько, они
поворачиваются
навстречу
друг другу (при
нечетном их
числе
средний
остается повернутым
прямо).
Нашлемник
– фигура (или
несколько
фигур), венчающая
шлем; чаще
всего это
плюмаж. Три
серебряных
страусовых
пера стали
настолько стереотипными
для русской
дворянской
геральдики,
что в сер. XIX
столетия
пожалование
гербов с
такими нашлемниками
было на
время
прекращено,
и даже при
переутверждении
старых
гербов
серебряные
перья стали
заменять
разноцветными.
Иные
характерные
типы
нашлемников
– рука с мечом
(саблей), пара
крыльев (т.н.
лёт). Над
шлемом
может повторяться
фигура
гербового
щита, но
столь же
обычны и
нашлемники
с
совершенно
самостоятельными
изображениями.
Намёт –
шлемовое
покрывало,
изорванное
в клочья и
чаще всего
изображавшееся
в виде
прихотливого
орнамента,
подобного
растительному.
В
большинстве
случаев
намет имеет
верхнюю
сторону
расцвеченной
главной
финифтью
герба, а
подкладку в
цвет
главного
металла.
Очень редки
примеры
намета,
украшающего
герб
самостоятельно,
без шлема
(как у
баронов
Фредериксов).
Короны
являются
атрибутами
достоинства,
обозначают
дворянство
или же титул
обладателя герба
(от
баронского
до
Императорского),
иногда –
титул,
принадлежавший
роду в
прошлом. В
земельных и
городских
гербах
короны указывают
на
административный
статус или
на титул,
исторически
с регионом
связанный. В полном
гербе
дворянская
корона, как
правило,
венчает
шлем, так что
нашлемник
(если он есть)
выходит из
нее.
Баронская и
графская
короны
обычно
располагаются
между щитом
и шлемом и
при этом
повторяются
на шлеме, но
могут и
занимать
лишь одну из
этих
позиций.
Если
шлемов
несколько,
корона,
указывающая
на родовой
титул, может
венчать
лишь один из
них; в
противном
случае
имеется в
виду, что
хозяин
герба имеет
более
одного
титула. Это
правило,
однако, было
несколько
раз нарушено
при
пожалованиях
начала XIX в., а в
Финляндии
оно не
соблюдалось
вовсе.
В
отличие от
титульных
корон,
обычная
дворянская
корона
могла
повторяться
в гербе несколько
раз и не
имела
«счетного»
значения, т.к.
быть дважды
российским
дворянином
было
невозможно.
Разновидностью
корон
являются
княжеские
шапки. Они
могут
венчать как
щит, так и
шлем, но
обычное их
место – над
мантией (см.
ниже).
Некоторые
княжеские
роды
пользовались
особыми
типами
шапок и
корон,
отличавшимися
от обычных
(Черкасские,
Ширинские-Шихматовы).
Все члены
правящей
династии помещали
в своих
гербах
Императорскую
корону.
Бурлет – жгут,
свитый из
разноцветных
лент (обычно в
цвета
намета),
венчающий
шлем вместо
короны и
служащий
дворянским
атрибутом.
Если
герб
изображается
в
сокращенном
виде, то шлем
нередко
бывает
исключен из
композиции,
а венчающая
его корона
или шапка
оставлена и
помещена
над щитом.
Отделять
подобным
образом
бурлет от
шлема в русской
геральдике
не принято.
Но
теоретически
бурлет
представляет
собой такой
же отдельный
структурный
элемент
герба, как и
корона.
Если
же шлем
увенчан
головным
убором, вовсе
неспецифичным
для
традиции
гербовых корон
(меховой
шапкой,
воинской
каской и пр.), этот
убор
считается
частью
нашлемника.
Следует
заметить,
что в
Средней
Европе бурлет
и «закрытый»
шлем
считались
недворянскими,
бюргерскими
гербовыми
атрибутами,
в России они
были
знаками
дворянства.
Щитодержатели, или
фигуры в
опорах щита –
почетные
элементы
герба, в виде
существ
(ангелов,
людей, животных,
чудовищ),
поддерживающих
щит по сторонам.
К XIX
столетию
право на
щитодержателей
имели только
титулованные
особы, представитель
старого
дворянства (VI часть
родословной
книги), а
также те,
кому щитодержатели
были
Высочайше
пожалованы в
знак особой
милости. За
редкими
исключениями,
щитодержатели
включались
в герб парами
– по одному с
каждой
стороны
щита. Щитодержатели
имеют
подножие
(обычно в
виде земли с
травой или
орнаментального
цоколя).
Выше
слева:
самобытный
одиночный
щитодержатель
(воин-татарин)
не был
«пропущен» в
герб дворян
Горемыкиных
при его
официальном
утверждении
(Высочайше
пожалованная
версия - ОГ
15, 43 –
показана в
центре; из
этого рода
происходил
несчастливый
российский
премьер
Иван Логгинович
Горемыкин,
убитый в 1917
году в собственном
поместье.
Оба рисунка
выполнены автором
статьи;
реконструкция
самобытного
герба
сделана по
печати, принадлежавшей
одному из
членов рода
и относящейся
ко второй
половине XIX века).
Вообще,
одиночные
щитодержатели
довольно
часты в
самобытных
гербах и
крайне редки
– в Высочайше
утвержденных.
Cправа
- герб,
пожалованный
автору
музыки
государственного
гимна Всероссийской
Империи А.Ф.
Львову (ОГ
11, 41).
Ниже
слева: лишь
на первый
взгляд в
гербе графов
Каменских (ОГ
5, 9)
щитодержатель
- один: слева
под щит
«подоткнута»
турецкая
чалма,
заслуживающая
полное
право быть
распознанной
в качестве
т.наз. немого
(т.е. -
неодушевленного)
щитодержателя.
Герб
Каменских –
единственный
в своем роде:
в
российской
официальной
геральдической
практике
немые
щитодержатели
необычайны.
Крылытые
щитодержатели
редко
нуждаются в
подножии.
Справа –
экслибрис
герцога
Максимилиана
Лейхтенбергского
с
российским государственным
орлом в роли
одиночного щитодержателя
его герба:
супруг
Великой княгини
Марии
Николаевны
имел право
на такую
геральдическую
почесть, т.к.
пользовался
российским
титулом
Императорского
Высочества, пожалованным
ему тестем –
Николаем
Первым. В
структурно-функциональном
смысле эта птица
полностью
отлична от
орла
российского
герба, где
двуглавый -
эмблема
внутри щите,
а не внешний
по
отношению к
нему
атрибут.
В
русских
городских
гербах
щитодержатели
были
редкостью:
их
утверждение
последовало
лишь для
Выборга
(имевшего их
еще со
шведских
времен) и Екатеринодара.
Щитодержатели
Риги были по
недоразумению
«засунуты» в
щит при
перепожаловании
герба,
Митава (ныне
Елгава)
пользовалась
фигурами в
опорах щита
без
Высочайшего
утверждения.
Девиз –
изречение
(призыв,
нравоучительная
формула,
исторический
афоризм и
т.п.),
помещаемое в
гербе на
ленте под
щитом
(гораздо
реже – над щитом
или вокруг
щита),
Надпись –
черная на серебряной
ленте или же
согласована
со щитом:
литеры по
цвету
соответствуют
главной фигуре,
лента – полю
щита; первое
наиболее характерно
для гербов,
составленных
до сер. XIX в.,
второе – для
более
поздних. В
некоторых
гербах
девиз
теряет
значение
самостоятельного
структурного
элемента и
помещается
в пределах
гербового
щита (гербы
Копьевых, графов
Витгенштейнов,
две
последних
версии
герба
Суворова и
др.; вообще
подобный прием
в
гербоведческой
традиции не
одобряется)
или в
пределах
иной части
герба (в Императорском
гербе – на
краю купола
сени).
Пурпурная
(«багряная»,
«малиновая») мантия
с
горностаевой
подкладкой,
золотыми
бахромой и
шнурами,
характерным
образом
задрапированная,
увенчанная
княжеской
шапкой и образующая
фон для
основной
части герба,
является
атрибутом
княжеского
достоинства.
Тем не менее
многие
нетитулованные
дворяне, как
владетельного,
так и более
скромного происхождения,
особенно в XVIII в.,
неофициально
пользовались
мантиями
(обычно под
дворянскими
коронами) в
своих
гербах. В 1797 г.
право на
мантию с
княжеской
шапкой было
распространено
Павлом I на роды,
произошедшие
от удельных
князей Древней
Руси, но
утратившие
княжеские
титулы; во
второй пол. XIX в. эта
привилегия
стала
распространяться
на иные роды,
имеющие
владетельное
происхождение;
последовало
ее
признание
за некоторыми
потомками
татарских,
кавказских,
древнперусских
правителей.
Для
гербов
Империи,
Императора
и старших по
статусу
членов
династии была
установлена
сень
(мантия-шатер
с куполом,
традиционный
символ
суверенной
власти;
согласно
узаконению 1856
г. – «золотая,
коронованная
Императорскою
короною,
усеянная
Российскими
двуглавыми
орлами и
подложенная
горностаем»).
Младшие
члены
династии
получили
право лишь
на золотую, с
орлами,
мантию.
Кроме
того, в
гербах
могут
появляться
дополнительные
почетные
элементы,
иллюстрирующие
положение
обладателя
герба в
административной
иерархии
или системе
формальных
почестей.
Наиболее
типичные
примеры – орденские
знаки в
личных
гербах
кавалеров,
фельдмаршальские
жезлы,
расположенные
накрест
позади щита,
в гербах
генерал-фельдмаршалов.
В
Большом
государственном
гербе с 1856 г.
позади сени
помещалась
«государственная
хоругвь» как
особый
атрибут
верховной
власти.
Существовали,
хотя на
практике
употреблялись
и нечасто,
особые
женские
атрибуты: венок
для девиц,
«шнур любви»
для
замужних
дам. Их
систематическое
употребление
было введено
лишь для
членов
Императорского
дома.
Иногда
такие
почетные
элементы
были не стереотипными,
а
индивидуальными
(как пара знамен
в гербах
графов
Чернышовых).
Развитая
система
подобных
дополнений
к гербам
была
установлена
Александром
II в
территориально-административной
геральдике.
В 1882 г. в
Государственный
герб, как логическое
завершение
этой
системы, был
внесен
лаврово-дубовый
венок.
Как
уже
указывалось,
воспроизведение
герба в
сокращенном
виде, без
одного или
нескольких
структурных
элементов, –
частый и вполне
допустимый
прием.
Чрезвычайно
типично
изображение
на
предметах
дворянского
быта только
щита под
короной или
же щита, шлема,
короны и
нашлемника
с
исключением
намета.
Довольно
часто в
качестве
отдельной
эмблемы
использовалась
геральдическая
корона, то в
одиночку, то
над
монограммой
(так
поступали и
дворяне,
вовсе не
имевшие герба).
Гораздо
более
редким в
России
является использование
отдельно
взятого
нашлемника,
обычно с
короной
достоинства,
которая служит
ему
основанием.
Выше:
использование
инициалов
вместо герба
свидетельствует
о его
отсутствии
у владельца
знака очень
часто, но не
всегда.
Слева – два
экслибриса,
параллельно
употреблявшихся
Алексеем
Петровичем
Бестужевым-Рюминым.
Верхний – гербовый
(см. ОГ 1, 50) и несет
родовой
девиз «IN DEO SALUS MEA».
Нижний –
гербовиден
и
персонифицирован:
содержимое
щита
замещено
инициалами
хозяина – AB[R], а родовой
девиз –
личным(?) «SEMPER IDEM»; страус
бестужевского
герба из
нашлемника
перемещен
на место
щитодержателя.
Оба книжных
знака явно
созданs до
пожалования
Бестужевым-Рюминым
российского
графского
титула (1742) и
соответствующих
статусных
дополнений
в их герб (ОГ
1, 19).
Справа:
трехгранная
печать
Василия
Ивановича
Демидова
(третья
четверть XVIII в.). На
одной грани –
его
инициалы в
картуше под
дворянской
короной, на
другой –
Высочайше пожалованный
герб (ДС
5, 11), а
на третьей –
аллегорическая
композиция.
На
некоторых
геральдических
памятниках (предметах
быта,
экслибрисах
и др.)
второстепенные
элементы
герба не
исключаются,
но изображаются
в вольной
манере, без
соблюдения
геральдических
правил (например,
животные-щитодержатели
не держат
щит, а «гуляют»
подле него) и
т.д. К
подобным вольностям,
если они
проявлялись
в сугубо неофициальной
обстановке,
гербовая
традиция
всегда
относилась
довольно
терпимо.
Выше:
герб графа
Н.П.
Румянцева
на
титульном
листе
издания
«Софийского
временника»
(1820, гр. А. Флоров)
персонифицирован
знаками
орденов
свсв. Андрея
Первозванного
(на цепи в центре),
Анны и
Владимира. В
композиции
опущен (сокращен)
шлем, а звери,
которые в
Высочайше
подтвержденной
версии (см. ОГ
3, 4)
держат щит,
показаны
выступающими
из-за него.
Помимо
допустимых
вольностей
в этой
стилизации
есть и
серьезная
ошибка: пятнистый
барс –
геральдически
левый
щитодержатель
румянцевского
герба –
оказался
подменен
львом.
Справа:
герб
российских
дворян
Крутиковых (ОГ
14, 52),
выполненный
автором
статьи для
одной из
представительниц
рода:
присутствуют
все
составляющие
Высочайшего
пожалования,
хотя и
закомпонованные
иначе. Геральдика
всегда
давала
хозяевам
гербов и их
художникам
широкую
свободу для
создания
новых,
авторских
интерпретаций
давным-давно
существующих
гербов,
спасая их от
омертвения
в какой-то
одной, раз и
навсегда
застывшей
форме.
* * *
Впервые
опубликовано
в книге:
Медведев М.Ю.
Геральдика //
Специальные
исторические
дисциплины.
СПб, 2003.
Текст
уточнен и
дополнен
специально
для этой
электронной
публикации,
сделанной с
любезного
дозволения
автора.
Source: http://sovet.geraldika.ru/article/17295 (01.12.2012)
|